Slide 1 Slide 2 Slide 3
Муниципальные районы
Городские округа
WWW.SMO74.RU

О Совете
Руководящие
органы Совета

Работа совета



04.09.2014
Межрегиональный Форум - выставка «Современный город – новое качество жизни». Главы семи муниципальных районов подписали договор создания Челябинской агломерации


Форум-выставка «Современный город – новое качество жизни» впервые проходит в Челябинске и продлится с 4 по 6 сентября 2014 года.

В 10:00 состоялось торжественное открытие форума, в 12:30 официальная церемония открытия выставки. Место проведения Форума - Отель Radisson Blu (ул. Труда, 179), выставки - ТРК «Гагарин Парк» (ул. Труда 183).

В этом крупном межрегиональном мероприятии принимают участие представители Министерства регионального развития РФ, Главы муниципальных образований Челябинской области и России, депутаты городской Думы и ЗСО, представители «Союза российских городов», Совета муниципальных образований Челябинской области и ассоциации«Города Урала».

Главы семи муниципалитетов области подписали учредительный договор ассоциации Координационного совета муниципальных образования Челябинской агломерации. Документ положит начало к созданию органа управления первой на Южном Урале агломерации. Свои подписи под договором поставили глава Челябинска Станислав Мошаров, глава Копейска Вячеслав Истомин, глава Красноармейского района Юрий Сакулин, первый замглавы Сосновского района Владимир Вальтер, глава Коркинского района Геннадий Усенко и глава Еманжелинского района Евгений Светлов, глава Еткульского района Василий Головчинский, а также зампред правительства Челябинской области Сергей Шаль. Представитель южноуральского кабмина подчеркнул, что руководство Челябинской области и врио губернатора Борис Дубровский поддерживают создание Челябинской агломерации и состоявшееся подписание соглашения.

Как подчеркнул гендиректор Союза российских городов Александра Игнатьева, руководившая подписанием договора, подобный документы в России подписывается впервые.

«Координационный совет будет совместно с правительством учреждать дирекцию агломерации. Это очень важный процесс, потому что без организационных вещей невозможно разрабатывать проекты, которые сегодня уже есть на подходе», – прокомментировал Станислав Мошаров, добавив, что все организационные мероприятия необходимо провести до конца сентября.

Отметим, на пленарном заседании впервые публично представили проект Челябинской агломерации. В нее войдут два города и пять районов, которые будут строить работу за счет межмуниципального взаимодействия. Руководству объединенных муниципалитетов предстоит разработать два важных документа – стратегию развития Челябинской агломерации и схему ее территориального планирования. Отчитаться по ним перед Минрегионразвития РФ, включившим Челябинск в число пилотных проектов, необходимо будет через три года. 


Выставка «Современный город – новое качество жизни» посвящена современным тенденциям и наукоемким технологиям в сфере градостроительства.

Для участия в выставке приглашался широкий круг специалистов, представляющих властные структуры, институты, строительные организации, компании: производители и разработчики техники, оборудования, материалов и изделий

Основная задача выставки - оказания содействия в реализации Стратегии социально-экономического развития Челябинской области по созданию достойной среды обитания для жителей области.

В выставке принимают участие более 60 организаций из Казахстана, Тюмени, Новосибирска, Курганской области, Москвы, Екатеринбурга, а так же городов Челябинской области.

На экспозициях участников будут представлены новаторские решения по строительству автономных поселков с полной инфраструктурой по инновационным технологиям.

Энергосбережение - одно из важных направлений, как при плановых городских застройках, так и в индивидуальном строительстве. Это направление также будет представлено на выставке.

Кроме того посетители познакомятся с новыми подходами в области дизайна городской среды и модернизации городской транспортной инфраструктуры. Она представит новую технологическую разработку «Умная остановка NEXT».

Особый сюрприз на открытии выставки и для ее посетителей приготовлен на стенде особого участника выставки – ЮУЖД - филиала ОАО РЖД.


Выступление на форуме председателя оргкомитета Станислава Ивановича Мошарова:

Уважаемые участники Форума!

Обобщая прозвучавшие выступления, хочу отметить, что тема агломераций, которая еще совсем недавно интересовала лишь узкий круг специалистов, является ярким трендом эффективного развития муниципальных образований. Этот тренд стал одним из ведущих и для нашего города.

Челябинская агломерация начала формироваться задолго до принятия решения о ее официальном создании. Агломерационные процессы развиваются независимо от нашей воли. Усиливаются связи между муниципалитетами, стираются границы. Возникает все больше вопросов для совместного решения. Это строительство и ремонт дорог, организация работы межпоселенческого транспорта, формирование инвестиционных площадок, финансирование образовательных и досуговых учреждений, вывоз мусора и многое другое. И сегодня мы получили возможность юридически оформить то, что объективно сложилось и уже фактически существует.

Старт масштабному проекту Челябинской агломерации был дан весной 2014 года – 25 апреля 7 муниципальных образований области подписали Соглашение о приоритетных направлениях взаимодействия.

Цель создания Челябинской агломерации состоит в решении вопросов стратегического развития территорий, в числе которых:

-     совместная деятельность по созданию и эксплуатации единой транспортной и инженерной инфраструктуры;

-     совместное решение проблемы утилизации промышленных и бытовых отходов;

-     выработка модели совместного экономического и планировочного развития территории;

-     стимулирование единых продуктовых и технологических цепочек предприятий, располагающихся в различных муниципалитетах агломерации, посредством административных и финансовых механизмов поощрения;

-     минимизация социальной напряженности на рынке труда, например, через формирование единого межмуниципального банка данных вакансий;

-     формирование сбалансированной социальной политики, направленной на общее повышение качества жизни населения на территории агломерации.

В общей сложности территория агломерации простирается на два городских округа и пять муниципальных районов, которые включают в себя  213 городских и сельских поселений.

Площадь агломерации составляет девять с половиной тысяч  квадратных километров. Численность населения – более полутора миллионов человек.

Для включения муниципальных образований в состав агломерации учитывались следующие факторы:

-       географическое положение,

-       транспортная доступность,

-       существующая трудовая миграция.

При этом основным критерием включения муниципального образования в агломерацию, стало  географическое расположение его административного центра. Если поездка от административного центра до Челябинска укладывалась в 1 час на автомобиле, то вся территория муниципального образования могла быть включена в состав агломерации.

В Челябинскую агломерацию вошли: города Челябинск и Копейск, Красноармейский, Сосновский, Коркинский, Еманжелинский и Еткульский районы.

Разрешите представить каждый из них.

Челябинский городской округ

Челябинск – административный центр Челябинской области.

Численность населения – один миллион сто шестьдесят девять тысяч человек.

Крупный транспортный узел (железные и шоссейные  дороги; Транссибирская магистраль, аэропорт).  

Один из крупнейших промышленных городов России.

Наиболее развиты следующие отрасли: металлургия и производство готовых металлических изделий, машиностроение, строительство; легкая и пищевая промышленность; радиоэлектроника и измерительная техника.

Копейский городской округ

Копейск – один из крупнейших городов области, граничит с Челябинском, город-спутник.

Численность населения – 144 тысячи человек.

В последние годы Копейск превращается в город с многоотраслевой экономикой. В нем зарегистрировано более 1000 промышленных предприятий и более 7000 частных предпринимателей. Активно ведётся строительство жилья.

Преобладающей отраслью Копейска является промышленность.

Красноармейский муниципальный район

Численность населения – более 40 тысяч  человек.

В состав района входят 15 муниципальных образований, объединяющих 78 населённых пунктов.

Административный центр – село Миасское, расстояние до Челябинска – 39 километров.

Крупный сельскохозяйственный район. Основные направления – производство молока, овощей, картофеля.

В районе производится около 26 процентов картофеля и 20 процентов овощей от всего объема по области.

Сосновский муниципальный район

Численность населения – 64 тысячи человек.

В состав района входят 16 муниципальных образований, объединяющих 78 населённых пунктов.

Административный центр – село Долгодеревенское, расстояние до Челябинска – 22 километра.

Территория района имеет большие запасы полезных ископаемых.

Развиты строительная и пищевая промышленность, сельское хозяйство.

Коркинский муниципальный район

Численность населения – почти 64 тысячи человек.

Административный центр – город Коркино, расстояние до Челябинска –  35 километров.

Преобладает производство строительных материалов. 

Еманжелинский муниципальный район

Численность населения – более 52 тысяч человек.

Административный центр – город Еманжелинск, расстояние до Челябинска –  52 километра.

В состав района входят 7 населённых пунктов, в том числе 3 городских.

В структуре промышленного производства доминирующее положение занимает пищевая промышленность. Работают предприятия строительной индустрии и машиностроения.

Еткульский муниципальный район

Численность населения – более 30 тысяч человек.

Административный центр – село Еткуль, расстояние до Челябинска –  42 километра.

Сельскохозяйственный район, специализируется на производстве молока, мяса, зерна, овощей. Развиты пищевая, добывающая промышленность (песок, мрамор, золото).  

Текущие задачи проекта Челябинской агломерации

20 июня проект Челябинской агломерации был включен в перечень пилотных проектов Министерства регионального развития.  Это явилось закономерным результатом большой совместной работы области и города, работы, которая велась при активной поддержке Союза Российских городов.  

Для реализации проекта разработана «дорожная карта», которая рассчитана на трехлетний срок.  Текущий этап включает разработку и утверждение документов стратегического развития Челябинской агломерации. В их числе:

Стратегия развития Челябинской агломерации,

Документы территориального планирования,

Комплексный инвестиционный план развития Челябинской агломерации,

Проекты нормативных правовых актов Челябинской области, регулирующие деятельность по развитию Челябинской агломерации.

Органы управления Челябинской агломерации

В настоящее время мы формируем органы управления агломерацией: Координационный совет муниципальных образований и Дирекцию Челябинской агломерации.  

Координационный Совет создается для обеспечения взаимодействия между муниципалитетами агломерации. Для  решения вопросов, представляющих их совместный интерес.

Совет будет сформирован из руководителей представительных и исполнительных органов муниципальных образованийучастников агломерации.  

Управление Челябинской агломерацией будет осуществлять самостоятельная организация – Дирекция. Основная цель Дирекции координация финансовых, интеллектуальных, управленческих и прочих усилий власти, бизнеса и общества в интересах сбалансированного развития агломерации.

Дирекция будет функционировать на постоянной основе с возможностью привлечения внешних экспертов и других специалистов высокого уровня.

Учредителями Дирекции станут Правительство Челябинской области и Координационный совет.

Координационный Совет создается в форме Ассоциации,  Дирекция – в форме автономной некоммерческой организации.

Сегодня участниками Челябинской агломерации будет подписано решение о создании Координационного совета Челябинской агломерации, а также Учредительный договор.

Социально-экономический эффект Челябинской агломерации

От реализации проекта мы ожидаем следующий социально-экономический эффект:

-       Повышение инвестиционной привлекательности: объединение больших и малых муниципальных образований позволит нивелировать для инвесторов их недостатки и усилить преимущества.

-       Экономию бюджетных средств, при создании межмуниципальных объектов инженерной и социальной инфраструктуры. 

-       Повышение качества муниципального управления с учетом возможности привлечения в межмуниципальные органы управления более квалифицированных кадров.

-       Развитие существующей между городами транспортной инфраструктуры, что сделает крупные центры для жителей малых населенных пунктов более доступными. В результате население агломерации перестанет стремиться жить в крупных городах и административных центрах постоянно, что поможет частично решить проблему равномерного расселения граждан.

Перспективы развития Челябинской агломерации

Старт проекту  Челябинской агломерации дал  врио губернатора Б.А. Дубровский. Министерство регионального развития включило проект в число пилотных, подтвердив тем самым его перспективность.

Основная перспектива реализации проекта  Челябинской агломерации   это повышение качества жизни населения,  которое невозможно без развития социальной, экономической, культурной составляющей. Более того, реализация проекта повысит инвестиционную и социальную привлекательность Челябинской области.

Важно подчеркнуть, что создание агломерации подразумевает программу общего развития муниципалитетов, согласованность их действий.

Например, предполагается реализовать проекты транспортного сообщения между Челябинском и пригородными территориями. В частности, между Челябинском и Копейском. Тема назрела, имеющихся единиц транспорта явно не хватает. Города почти слились. Люди живут в Копейске, работают в Челябинске и наоборот. Возят детей в школы, спортивные секции. Критическое отношение к идее скоростного трамвая между нашими городами изменилось до осознанной необходимости. Интенсивность транспортных потоков будет возрастать. Экономическая основа стала реальной, трамвай будет востребован.

Другой пример – полигон для складирования твердых бытовых отходов. Бесспорно, в нем нуждаются все муниципальные образования. Однако его строительство для каждого муниципального образования объективно затруднено в связи с финансовыми и территориальными проблемами. Выход из ситуации очевиден – гораздо доступнее строить один полигон, общий для нескольких территорий.

Далее – координация действий по строительству общих социальных объектов. Тех же детских садов, больниц. Такая координация возможна только тогда, когда будет общая градостроительная политика.

Не забываем и о совместной модернизации инженерной инфраструктуры, строительстве дорог, без деления «твоя труба – моя труба, твоя дорога – моя дорога».

В целом, в рамках агломерации создается общее правовое, транспортное, экономическое и социальное пространство, которое принесет очевидные преференции и бизнесу, и жителям.

© Совет Муниципальных Образований Челябинской области Создание и поддержка сайта: kontora74.ru